22:30, Июль 22, 2023
Издательство «Бомбора» представляет книгу Татьяны Богатыревой «Кинематограф Азии: Китай, Япония и Южная Корея». Кинематограф Азии — невероятный и самобытный мир. Фильмы Японии, Китая и Южной Кореи разительно отличаются от голливудского или русского кино. В Азии совершенного другая школа, другой киноязык, другая философия. От этого и кино другое. Но как формировались восточные киношколы? Какие режиссеры изменили историю кинематографа? И с каких фильм начать знакомство с загадочным миром азиатского кино? Эта книга расскажет о том, как зарождалось кино Китая, Южной Кореи и Японии — от первых фильмов до наших дней. Какие фильмы стали шедеврами, а какие режиссеры — легендами. Пусть кино появилось в Европе, но в Азии оно переродилось! Предлагаем прочитать одну из глав раздела о китайском кинематографе. Живой классик Вонг Кар-Вай: от артхауса к коммерческому успехуЕдинственное хобби — смотреть кино.Любимые режиссеры.Новый киноязык и особенности стиля Его называют «самым народным артхаусным режиссером», «кумиром эстетов», «маяком гонконгского кино» и просто одним из лучших режиссеров своего поколения. Он создал индивидуальный киноязык, описание которого вошло в мировые учебники кино. Его фильмы последних десятилетий собирают огромные кассы, окупаясь в прокате несколько раз. Как же режиссеру удалось прийти к парадоксальной формуле «коммерчески успешного артхауса» (ведь один из синонимов артхауса — некоммерческое, малобюджетное кино)? «Единственное хобби, которое у меня было, — это смотреть кино», — говорит о себе Вонг Кар-Вай. По его словам, на него оказали одинаковое влияние как гонконгские жанровые фильмы, так и европейский артхаус. Своими любимыми режиссерами он считает Мартина Скорсезе, Квентина Тарантино и Кристофера Нолана. А режиссерские работы самого Кар-Вая сравнивают и приравнивают по значимости к фильмам Альфреда Хичкока, Бернардо Бертолуччи, Микеланджело Антониони и Жан-Люка Годара. Как раз в силу нового поэтического киноязыка, и особенно выразительности и атмосферности. Для этого он применяет работу с цветом, выбирая наиболее четкую и насыщенную палитру. Один из самых частых приемов — «эффект расплывчатых красок»: несколько одинаковых кадров накладываются друг на друга на разной скорости, и таким образом яркие цвета расплываются в полосы. Часто он проводит съемки в темноте и во время дождя. На создание карваевской атмосферы работает и замедленная съемка с нечеткой композицией. Кадры монтируются так, что образуется едва уловимая загадочная недосказанность: если в первом кадре герой только готовится к какому-то действию, то во втором мы уже видим результат, и наше воображение дорисовывает «пропущенные» моменты. Дополняют этот эффект голос рассказчика и закадровые монологи. Сюжеты фильмов фрагментарны настолько, что представляются хаотичными, однако сюжетные линии зачастую связаны, и иногда герои Кар-Вая кочуют из фильма в фильм, например герой «Диких дней», «Любовного настроения» и «2046». Особое отношение у режиссера к музыкальному сопровождению. Культовая песня California Dreamin, занесенная в Зал славы премии «Грэмми» и включенная во всевозможные хит-парады лучших песен всех времен и народов, звучит в «Чунгкинском экспрессе». А название «Любовного настроения» — прямая отсылка к песне I’m in the Mood for Love, которую исполняли Луи Армстронг и Фрэнк Синатра. Акцент на цвете и музыке придает фильмам Кар-Вая своеобразную стилистику музыкальных видеоклипов. И он действительно снимал их! Причем настолько талантливо, что их стали относить к разряду короткометражных фильмов. Например, знаменитый десятиминутный шедевр «wkw/tk/’55’’hk.net» — это рекламный клип для японского модельера Такэо Кикути. «...Порой я приступаю к съемкам всего с двумя-тремя страницами сценария. Это позволяет добиться особого чувства свободы в работе. Для меня сценарий — это нечто подвижное, живое, что-то, что может свободно изменяться, совершенствоваться по ходу съемок. Если я вижу, что сочиненная мной история может развиваться в ином, более интересном русле, я незамедлительно ее меняю». Так, режиссер делился секретом необычной организации съемочного процесса в интервью для российской компании Сinemotion. «Я очень нетерпеливый человек, так что обычно у нас просто-напросто нет никаких репетиций. Если репетиции и проводятся, то, как правило, они и являются съемками». Актерам мастер предоставляет право импровизации и интуитивного выстраивания роли. На всех картинах Кар-Вай всегда неизменно работает с художником-постановщиком Уильямом Чангом и оператором Кристофером Дойлом. Последний хоть и родился в Австралии, получил образование в Америке, жил в Гонконге... поэтому и считается выдающимся гонконгским кинооператором. Кроме Кар-Вая он работал с Гасом Ван Сентом («Психо», 1998, и «Параноид парк», 2007), М. Найтом Шьямаланом («Девушка из воды», 2006), Джимом Джармушем («Предел контроля», 2008), Алехандро Ходоровски («Бесконечная поэзия», 2016). Вонг Кар-Вай — обладатель премий Каннского кинофестиваля, «Сезар», Азиатской и Европейской киноакадемий. На публике он предпочитает появляться в солнцезащитных очках — идеальный стиль создателя мерцающих вневременных фильмов. ТРИЛОГИЯ О ГОНКОНГЕ«Дикие дни» (1990), режиссер Вонг Кар-ВайУставший пижон.Лесли Чун и Мэгги Чун.Кантонская поп-музыка Оригинальное название фильма — «Подлинная история а-фея», где «а-фей» можно перевести как «пижон», «стиляга». Это отсылка к культовому голливудскому фильму с Джеймсом Дином «Бунтарь без причины» (режиссер Николас Рэй). По сюжету главный герой — уставший от жизни плейбой, сменивший множество любовниц, ищет свою настоящую мать. Этот поиск становится для него смыслом жизни и надеждой на иное, лучшее будущее. Роль «пижона» Юдди исполнил Лесли Чун — гонконгский актер и певец, которого называют отцом-основателем кантопопа — поджанра китайской поп-музыки с песнями на кантонском диалекте. Совмещая музыкальную и актерскую карьеру, Лесли Чун снялся более чем в пятидесяти фильмах, попробовал себя в роли режиссера в короткометражном фильме «Пепел к пеплу» и начал работу над своим первым полнометражным фильмом, который так и не был снят: Лесли Чун покончил с собой, сбросившись с крыши отеля. В главной женской роли снялась Мэгги Чун — муза и постоянная актриса Вонга Кар-Вая. Мэгги Чун сотрудничает с режиссером с его первого фильма — «Пока не высохнут слезы» (1988). До работы с Вонгом Кар-Ваем она снялась только в «Полицейской истории» Джеки Чана. Мэгги Чун родилась в Гонконге. Уехав в женскую гимназию в Великобритании, в восемнадцать она вернулась в Гонконг во время каникул и решила остаться на родине. Начав свою карьеру в качестве модели, совмещая ее с работой консультанта в салоне красоты, она снялась в 89 фильмах и получила 25 кинонаград, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Фильм получил пять Гонконгских кинопремий в 1991 году и две Гонконгских кинопремии в 2005-м, заняв третье место в списке ста лучших китайских фильмов и второе место — в списке ста любимых зрителями фильмов в китайском кино, премию «Золотая баухиния» и «Золотая лошадь». «Любовное настроение» (2000), режиссер Вонг Кар-ВайГерои-соседи.Новаторские приемы в съемке.30 вариантов фильма.Песни как названия фильмов В последней сцене «Диких дней» появляется безымянный персонаж: молодой человек, который собирается уходить из маленькой каморки. До этого момента в фильме он не упоминается. Это — журналист и писатель Чоу, главный герой «Любовного настроения» и третьей части трилогии — «2046». Как и в «Диких днях», место действия — снова Гонконг 1960-х. В доходном доме одновременно появляются двое новых жильцов, Чоу и Су Ли Жен, и занимают две соседние комнаты. Чоу женат, Су Ли Жен замужем, супруги обоих часто задерживаются на работе. Верны ли они своим семьям? Между Чоу и Су Ли Жен завязывается дружба, которая перерастает со временем в нечто большее. Поначалу фильм задумывался иным и назывался по-другому — «Лето в Пекине». Но отснятый материал не прошел цензуру. Место действия было перенесено в Гонконг, съемки продолжились. Причем проходили даже не в Гонконге, а в Бангкоке, одна из сцен была снята в Камбодже. (Параллельно режиссер Кар-Вай снимал «2046».) В итоге получилось 30 вариантов ленты, а финальный монтаж проходил за неделю до премьеры на Каннском кинофестивале! В оригинале «Любовное настроение» называется «Годы цветения» (или можно перевести как «Эпоха, эра цветения») — название, отсылающее к китайской певице Чжоу Сюань. Английское название тоже вдохновлено песней — «Я в настроении для любви» Брайана Ферри. Изначально Вонг Кар-Вай хотел назвать фильм «Секреты», но в последний момент передумал. Главную женскую роль вновь исполнила Мэгги Чун. А роль Чоу досталась актеру Тони Люн Чу Ваю, который к моменту начала долгого и плодотворного сотрудничества с Вонгом Кар-Ваем (начиная с «Чунгкинского экспресса» 1994 года) уже успел сняться у Джона Ву и Хоу Сяосяня — «Город скорби» (1989) получил «Золотого льва» и принес Тони Люну мировую известность. За роль в «Любовном настроении» он был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля как лучший актер. В 2021 году Тони Люн Чу Вай присоединился к голливудской франшизе Marvel и сыграл главного антагониста в экранизации комиксов «Шан-Чи и легенда десяти колец». Вонг Кар-Вай вместе с оператором Кристофером Дойлом придумали для «Любовного настроения» особый прием: множество сцен в фильме сняты одинаково, создавая впечатление событий, происходящих в один день. Но при этом на главной героине — разные платья, всего 46, меняются грим и прически. Возникает лишь иллюзия повтора, усиливающая напряжение атмосферы обреченности и монотонности похожих дней, которые проживают главные герои. «2046» (2004), режиссер Вонг Кар-ВайГонконг будущего и сюжет в сюжете.Сакральное число 2046.Изменения планов Каннского кинофестиваля.Сиквел, появившийся раньше самой истории Главный герой «Любовного настроения», журналист и писатель Чоу Мо-Ван, пишет книгу о боевых искусствах. В фильме «2046» он же сочиняет фантастический роман. Цифра, вынесенная в название, символична. Это номер комнаты в доходном доме, в которой жили герои «Любовного настроения», и номер апартаментов в отеле, где Мо-Ван когда-то встречался с миссис Чен (который, к сожалению, занят, и он поселился в 2047-м — за стенкой). Наконец, это год в сюжете романа. В него отправляются персонажи — пассажиры сверхзвукового поезда, способного перемещаться не только в пространстве, но и во времени — в поисках утраченного прошлого. (В реальной жизни 2046-й — важная точка хронологии для истории Гонконга: это последний год его административного и экономического саморегулирования по договору о вхождении в состав Китайской Народной Республики от 1997 года.) По сюжету Чоу из «Любовного настроения» несколько лет провел в Сингапуре и возвращается в Гонконг. Соседи — постояльцы дома, где он поселился, становятся прообразами героев его книг. Он пишет о будущем, в котором можно добраться до любого временного отрезка при помощи фантастического поезда. Многие пассажиры стремятся оказаться в прошлом, особенно в 2046 году — это время считается годом, когда ничего не менялось. Поезд из фильма «2046» — фантастический, на нем можно доехать в любое место и время, чаще в 2046 год. Актерский состав фильма: Чжан Цзыи, Тони Люн Чу Вай и Фей Вонг — одна из самых успешных эстрадных певиц Китая и стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она уже работала с Вонгом Кар-Ваем в «Чунгкинском экспрессе» и короткометражном фильме-рекламе «Моторолы». Съемки «2046» проходили в Гонконге, Пекине, Шанхае, Бангкоке и Макао. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2004 года. При этом организаторам пришлось менять график показов, потому что Вонг Кар-Вай прислал копию ленты с опозданием на сутки. А изменения и новый монтаж (как и в случае «Любовного настроения») продолжились и после премьеры....