11:00, Декабрь 10, 2023
Группа ученых из Кембриджского университета и Дартмутского колледжа определила, что камень, изображенный на картине французского художника XV века Жана Фуке, представляет собой рубило — каменное орудие, изготовленное представителями ашельской археологической культуры не менее 130 тысяч лет назад. Картина «Этьен Шевалье и святой Стефан» (около 1450 года) представляет собой левую часть так называемого «Мелёнского диптиха», предназначавшегося для собора Нотр-Дам во французском городе Мелёне. На ней изображен заказчик диптиха — видный французский государственный деятель Этьен Шевалье (около 1410 — 1474). На момент написания картин он был казначеем Франции. На картине Этьен Шевалье представлен в молитвенной позе, одетый в отбитую мехом малиновую мантию, которую обычно носили королевские чиновники Диптих он заказал для собора своего родного города Мелёна, чтобы повесить над своей будущей гробницей, что и было в итоге сделано. Однако в XVIII веке обе картины были проданы и, сменив нескольких владельцев, теперь находятся в разных собраниях. Правая часть, на которой изображена Богоматерь с младенцем в окружении ангелов, хранится в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. Левая — в Берлинской картинной галерее. Обе части диптиха написаны маслом на дубовой доске, а их размер 91 на 81 сантиметр. Историки искусства называют «Мелёнский диптих» одним из самых важных произведений Жана Фуке и искусства Северной Европы XV века вообще. Мелёнский диптих. Wikimedia Commons Рядом с Этьеном Шевалье на картине стоит его небесный покровитель святой Стефан. В руках святой держит Евангелие, а на книге лежит довольно крупный камень — обычный атрибут изображений святого Стефана, орудие его мученической смерти. Согласно «Деяниям апостолов», Стефан был побит камнями, и одним из его убийц был Савл — будущий апостол Павел. В трудах по истории искусств камень с картины Фуке называли «зубчатым камнем» или «большим острым камнем», но не предполагали, что он был делом рук человека. Эта гипотеза пришла в голову профессору департамента истории искусств Дартмутского колледжа Стивену Кангаса (Steven E. Kangas). Каменный предмет на картине имеет острые края, сужающийся кончик и шаровидный «обух» — типичные черты ашельских рубил. «Я знал картину Фуке много лет и всегда думал, что каменный предмет похож на доисторический инструмент, — говорит Кангас. —Это всегда было в глубине моего сознания, как то, чем мне нужно заниматься в будущем». В 2021 году Стивен Кангас посетил доклад профессора антропологии Университета Колорадо Чарльза Мусибы (Charles Musiba), посвященную стоянке Исимила в Танзании, известной находками каменных рубил. После доклада Кангас поговорил с Мусибой и профессором Джереми Де Сильва (Jeremy DeSilva), заведующим кафедрой антропологии Дартмутского университета. Когда им показали изображение левой панели «Меленского диптиха», оба профессора согласились, что камень на картине похож на палеолитическое рубило. После этого Кангас и Де Сильва обратились к археологам из Кембриджа, которые сравнили изображенный на картине камень с двадцатью образцами палеолитических орудий, найденными во Франции. Исследователи подсчитали сколы от отколотых в процессе изготовления орудия отщепов на поверхности изображенного предмета. Их насчитали 33, что соответствует среднему показателю, обнаруженному на рубилах, случайно выбранных из находок сделанных во Франции. Они также оценили цветовую гамму и убедились, что она хорошо соответствует реальным каменным орудиям. «Данные нашего анализа формы, цвета и масштаба сколов каменного предмета на картине удивительно соответствовали данным других ашельских рубил из тех мест, где жил Фуке», — отмечает археолог Джеймс Кларк (James Clark) из Кембриджского университета. Доводы исследователей изложены в статье, которую опубликовал Cambrige Archaeological Journal. Эксперты полагают, что Фуке уделил большое внимание деталям каменного предмета. Инфракрасный анализ картины подтвердил это, поскольку выявил как подрисовку, так и подмалевок, что указывает на переработку изображения художником. Возможно, художник воспроизвел на картине настоящее рубило с натуры или воссоздал его по памяти. «Кажется, Фуке проявил особый интерес к каменному предмету, вероятно, потому что он привлек его внимание и воображение», — предполагает Стивен Кангас. Первые рубила были созданы еще примерно 1,7 миллиона лет назад гейдельбергскими людьми и Homo erectus. Наиболее же характерны они для раннего палеолита, в том числе для ашельской культуры. Они использовались для разделки добытых животных и для других нужд. Некоторые археологи, указывая на многофункциональность рубил, называли из «доисторическими швейцарскими армейскими ножами». Во Франции рубила известны под названием coup-de-poing «удар кулаком». В XVII – XVIII века народы Европы часто считали найденные каменные орудия древних людей «громовыми камнями» (лат. ceraunia), которые якобы попадают на землю во время удара молнии. Первые изображения рубил в книгах относятся к 1656 году (Dugdale, W., 1656. The Antiquities of Warwickshire Illustrated from Records, Leiger Books, Manuscripts, Charters, Evidences, Tombes, and Armes: Beautified with Maps, Prospects, and Portraitures. London: Thomas Warren). Антиквары и ученые долго обсуждали, природного или искусственного происхождения эти камни. Возможно, Жан Фуке увидел в таком что-то необыкновенное и решил передать его на своей картине с такой же точностью и детализацией, как и драгоценную корону Богородицы на правой части диптиха. Каменный предмет предстает не просто случайным орудием мученичества святого, а становится священной реликвией. Вполне возможно, что художник выбрал необычный объект для изображения камня, так как знал легенду о чудотворном камне в итальянском городе Анкона, изложенную в V веке Блаженным Августином. «Когда святого Стефана побивали камнями, при этом присутствовали и невинные люди, даже те, которые уже уверовали во Христа. Говорят, что один камень попал ему в локоть и, отскочив, оказался перед верующим человеком, который взял его и сохранил. Этот человек был моряком по профессии; случай, типичный для мореплавания, привел его к берегу Анконы, и ему было открыто, что этот камень должен быть оставлен там. Он подчинился откровению и сделал то, что ему было приказано: поэтому там была построена часовня в честь святого Стефана Знающие хорошо осведомлены, сколько чудес происходит в том месте»....