07:00, Октябрь 29, 2023
28 октября свой юбилейный день рождения отмечает Светлана Вусенко, руководитель детской эстрадной студии «Тараторка» Глинищевской средней общеобразовательной школы. Семейный ансамбль с одноименным названием в нашем районе известен, наверное, всем, кто имеет отношение к культуре. Впрочем, наши «Тараторки» уже давно перешагнули границы не только района, но и Брянской области. Творчество ансамбля знают в России и Беларуси, где они выступали на концертных площадках самого высокого уровня. Это, конечно, большой успех для артистов, но путь к нему был не сродни стремительному лифту — раз, и ты наверху, а многолетнему движению вперед по лестнице, ступенька за ступенькой, шаг за шагом. Всё, что достигнуто — результат кропотливой многолетней работы, упорства, трудолюбия и, конечно же, таланта. И с каждым прожитым годом в творчестве «Тараторок» и его бессменного художественного руководителя, как говорит сама Светлана Михайловна, появляется все больше осознанных нот, которые звучат более глубоко и искренне, потому что идут от сердца… Кузнечик — командир Говорят, что Бог дает человеку не то, что он хочет, а то, что ему нужно. Поэтому не спрашивайте «За что?», а подумайте «Для чего?»… Слова, мудрость которых можешь оценить только с высоты прожитых лет. Жизнь Светланы уже с детства закладывала такие виражи, что не всем взрослым по плечу их было бы вынести. Но трудности только закалили её характер, научили терпению и умению определять приоритеты, ставить перед собой цели и добиваться их. И ещё надеяться только на себя, свои силы, а в будущем — на своего мужа, семью, которые всегда были и остаются для неё причалом, пристанью, крепостью, душой. Светлана родом из Грозного. Седьмой ребенок в семье. Мама — русская, папа — азербайджанец. Многонациональная в лучших советских традициях семья, где постоянно звучали русские и азербайджанские народные напевы. Самым голосистым был папа. Светлана единственная из детей пошла в него, такая же певунья. Кто-то рождается с серебряной ложкой во рту, а Светлана с музыкальным ключом в руках. Он для неё непреходящий символ, который присутствует в её жизни во многих мелочах: в форме ключницы в прихожей квартиры, на фартуке на кухне, в заколке на берете. Даже сережки у нее в форме скрипичного ключа! А начиналось все в шестидесятых годах, в родном доме, где папа пел, а дочка подпевала. Но семейная идиллия, увы, очень быстро закончилась. Когда Светлане было пять лет, умерла мама, а еще через пять ушел отец. Судьба…. Вот так в 10 лет мелкая, худенькая, но очень бойкая и озорная девчушка оказалась в детском доме №9 в станице Ассиновской. Было страшно? Для домашнего ребенка, потерявшего самое главное — семью, конечно, страшно. Но страшнее, как вспоминает Светлана Михайловна, было хоронить родителей. А детдом… Там тоже можно было жить, творить, петь, выступать. И она продолжала это делать. Одна из любимых песен у неё была «В траве сидел кузнечик». И так у неё она задорно получалась, что кличка «Кузнечик» прилипла к Светлане надолго. Но Кузнечик был не только голосистым, но и весьма боевым. При росте 1,54 сантиметров — метр с кепкой! — Светлана та ещё командирша. Несмотря на юный возраст, она в статусе председателя совета дружины строила двадцать отрядов по сорок человек! И её звонкого «Дружина! Ра-а-в-няй-сь!» беспрекословно слушались все. Страшное дело — природная харизма! Именно в детском доме в станице Ассиновской судьба подарила Светлане события и встречи с людьми, которые определили всю её дальнейшую жизнь. «В нашем ВИА девчонкам не место!» Её первым преподавателем по вокалу стал Василий Казалов, и, хоть он был скептически настроен насчет певческого будущего воспитанницы, у неё, по его мнению, был слишком необычный для девочки-подростка голос с хрипотцой, но продолжал оттачивать у юного дарования талант. Она много пела, принимала участие во всех концертах художественной самодеятельности в детском доме, местной школе, станице. Станица, кстати, была большой и богатой. Здесь располагались знаменитый на весь Союз консервный завод, совхоз-миллионер и не менее зажиточный колхоз. И культурная жизнь била ключом. После одного выступления заприметил детдомовскую девчушку, которая в тому времени уже была местной знаменитостью, директор ДК совхоза «Ассиновский», и пригласил её в вокально-инструментальный ансамбль вокалисткой. Хорошее предложение, но тут члены ВИА, сплошь парни, встали в позу, мол, нам не нужна тут какая-то девчонка. И объявили ей своеобразный молчаливый бойкот. В числе бойкотирующих был и Миша Вусенко, бас-гитарист и лидер ансамбля. Противостояние длилось недолго, лед недоверия растопила неуемная энергия кузнечика, которая так зажигала на сцене, что у всех сидящих в зале ноги сами в пляс просились. Вот эта энергетика осталась в Светлане Михайловне по сей день. Её улыбка, творчество искрят неподдельными, живыми эмоциями. Она и сегодня, как и полвека назад, живет сценой и музыкой. А кардинально изменила ситуацию песня Ларисы Рубальской «Счастливый случай», которую Светлана и Михаил спели дуэтом. Там есть ещё такие слова: «Какой счастливый случай! Какой счастливый случай! Такое может с каждым вполне произойти. Случайный мой попутчик. Случайный мой попутчик. А мне с ним оказалось надолго по пути». Вот не только в песне, но и по жизни Светлане и Михаилу оказалось по пути. И этот путь у них длится уже более сорока пяти лет с момента их знакомства. Два года за руку держал Это ныне, от момента знакомства до более тесного контакта, у многих молодых дорога короткая, а раньше все было в лучших патриархальных традициях. Сперва Михаил задаривал Светлану шоколадками, конфетами, яблоками и другими деликатесами, которые в детдомовской столовой были только по большим праздникам, провожал после репетиций домой. И целомудренно держал за руку — это было максимум, что пара позволяла себе в течение двух лет! Светлана даже волноваться начала, почему не целует, может не сильно я и нравлюсь ему? Да и девчонки в детдоме донимали вопросами «Ну сегодня хоть поцеловал?». Всем интересно было, а тут такое неспешное развитие отношений. Даже обидно! Но нужно учесть, что Светлане, когда она пришла в ВИА, не было даже пятнадцати, в таком возрасте только за ручки и держаться. Но намерения у парня были самые серьезные, девушку он привел в свой дом, познакомил с мамой и бабушкой. Сюда же Светлана пришла и после детского дома, в семнадцать с половиной лет. А когда ей исполнилось 18 — они официально расписались. Жили вместе, вместе строили планы на будущее и продолжали учится. Оба — в Грозненском училище культуры, Светлана его закончила по специальности «руководитель хорового самодеятельного коллектива» с правом преподавания вокала, а Миша — оркестровое отделение. В этом году чета Вусенко будут отмечать 42 года со дня свадьбы. И, хоть время бежит, но их чувства в суете будней не растворяются. Они как выдержанное вино — с годами все крепче, и вкус у семейных отношений становится только изысканней. И все также они дышат друг другом и постоянно пытаются дотронуться — до руки, плеча, спины. Тактильный контакт стал необходимостью, если он/она могут дотронуться, значит, он/она рядом, значит вместе. Так что можно смело сказать, что они до сих пор держатся за руки. Ссоры тоже бывают, кто семейную жизнь без них прожил? Но разногласия у них только по профессиональным вопросам — как лучше построить номер, сделать аранжировку песни. Тут битвы идут нешуточные. Но в таких вопросах, муж, Миша, главный, он же профессиональный аранжировщик, композитор, написал не одну песню для своей жены и «Тараторок». Так что, как бы Светлана не спорила, но именно за мужем в таких вопросах остается последнее слово. И она сама понимает, что так правильно. Житейская мудрость, приходящая с годами. Домой — в Россию После окончания музучилища чета Вусенко работала в Ассиновском Доме культуры. Здесь, в станице, родились двое их детей — погодки дочь Олеся и сын Артем, и знаменитые «Тараторки» как народный ансамбль. Вроде бы все было, работа, семья, дом, признание и любовь зрителей, но не было уверенности в завтрашнем дне, потому что время пришло сложное, 90-е годы… Развал Союза спровоцировал и раскол на окраинах бывшей великой страны, тогда русским не только в Чечне неуютно было, во многих вчерашних союзных республиках. Это было временем великого исхода славян на свою историческую родину. Не минула эта чаша и семью Вусенко. Они задумались о переезде еще на стыке восьмидесятых и девяностых годов. Но, когда у тебя двое маленьких детей, переезжать нужно только туда, где есть работа и жилье, семью-то кормить надо. Они исколесили Ставрополье и Краснодарский край. Работа находилась без труда, все-таки опыт уже был немаленький, а вот с жильем — проблемы. А тут кто-то из знакомых уехал из станицы на Брянщину, сами устроились, позвонили и сказали, что недалеко от Брянска, в селе, есть вакансии, специалистам дают жилье. Так семья Вусенко из пяти человек — муж, жена, двое детей и бабушка, Мишина мама, оказались в деревне Молотино Брянского района. Михаил устроился работать заведующим местным клубом, а Светлана — пионервожатой в школу. А главное, им дали квартиру, так что немногочисленный скарб было куда перевезти, хотя очень многое осталось там, в Ассиновской. Было это в 1993 году, ровно тридцать лет назад. Несмотря на то, что Светлана работала в школе, каждый вечер она вместе с мужем проводила в клубе, где они за месяц вместе подготовили первую концертную программу. И, меньше, чем через год, в клубе была введена ставка художественного руководителя, на которую перешла работать Светлана Михайловна. И именно на Брянщине «Тараторки» стали семейным ансамблем, в котором к тому времени выступали не только муж и жена Вусенко, но и их дети Олеся и Артем, и расправили свои крылья. У него, считай, тоже юбилей — 30 лет! Все-таки, дома, в России, права народная мудрость, даже стены помогают. На «Славянский базар» — по приглашению Лукашенко Светлана — не просто Тараторка, хотя это и максимально «говорящее» название, ставшее её личным узнаваемым вторым именем. Она лидер, зажигалочка, человек-праздник, улыбка с лица которого, казалось бы, никогда не сходит. Но это обманчивое впечатление. Чете Вусенко ничто в этой жизни не доставалось просто так, всё, что есть — имя, история, творческие достижения — это каждодневный труд, постоянное движение вверх. И генератором этого движения в семье Вусенко всегда была Светлана, которая живет по принципу, что под лежачий камень вода не течет, всего нужно добиваться самим. И они добивались. Зрительской любви и узнавания новыми песнями, концертными номерами, постоянно расширяя границы возможного. В 1998 году «Тараторки» впервые отправились покорять международные площадки. И начали с самой на то время «высокой ноты» — Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». А за идею поехать до сих пор благодарят лично Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко, который в одной из программ по телевидению, пригласил в Витебск всех желающих: «Приезжайте, мы будем рады!». Это приглашение супруги Вусенко восприняли как руководство к действию, подготовили со своими воспитанниками, молотинскими юными артистами, новые номера, чтобы не просто на других посмотреть, но и себя показать. И 29 июля 1998 года отправились в путь! Первый делом по приезде в Витебск Светлана Вусенко пришла в местное управление культуры и попросила дать возможность брянским «Тараторкам» выступить на белорусской земле. Площадки нашлись. Первый концерт молотинцы провели на территории местного зоопарка, а вечером им дали возможность спеть несколько песен на главной площади города. Зрители творчество зажигательных «Тараторок» восприняли на «ура», подходили потом, знакомились, говорили спасибо. У детей от успеха горели глаза и усталости ни на йоту, хотя целый день были на ногах. После возвращения домой, пока ещё бушевали эмоции, Михаил написал песню «Славянский базар» — это сказка», которую презентовал на фестивале на следующий год, потом была еще одна песня — «Витебск вечерний», как признание в любви не только городу, а всей Беларуси. «Тараторки» на «Славянский базар» ездили ежегодно, но потом уже только по приглашению Витебского горисполкома, который включал их для выступления на самые лучшие городские площадки, которые работали в дни фестиваля. Они наводили мосты сотрудничества не только с витебскими чиновниками от культуры, но и артистами, людьми творческими, с которыми были на одной волне. Здесь же они встретились с Вячеславом Тонкалем, композитором и исполнителем, сотрудничество с которым в будущем стало определяющим для новых побед. Они до сих пор — чета Вусенко и Тонкаль — вместе, не просто общаются — дружат семьями, ездят друг к другу в гости на творческие встречи и юбилеи. «Рубальская — наш ангел-хранитель» Переломным для «Тараторок» в творческом плане стал 2007 год. Они приняли участие в отборочном туре «Детского евровидения-2007». Представляете, артисты из глубинки замахнулись не просто на федеральный — международный проект! Новую песню «Тараторкам» для Евровидения — «Бананы» — написал Вячеслав Тонкаль, с нею солистка ансамбля Наталья Полякова из Глинищево, яркая и талантливая звездочка, вошла в пятерку сильнейших на отборочном туре, покорив строгое жюри, членами которого были Филипп Киркоров и Надежда Бабкина. Здесь же на отборочном туре состоялась и судьбоносная встреча «Тараторок» с Ларисой Рубальской, которая также была в составе жюри конкурса. Первым с ней познакомился Михаил, Светлана тогда просто не смогла приехать — у неё в Брянске было мероприятие, которое нельзя пропустить. Но художественный руководитель ансамбля наверстала упущенное в свой следующий приезд в Москву. Вот как вспоминает об этом феерическом знакомстве сама Лариса Алексеевна: «Такая странная история… Сплю я себе дома, окно открыто. Слышу, песня звучит. На мои стихи вроде. Хор какой-то поёт. Я выглядываю в окно — приплясывают под моим балконом несколько человек и зажигательно поют песни. Я им говорю: «Вы кто?» А одна из них, самая бойкая, отвечает: «Мы «Тараторки» из Брянска». Я говорю: «Ну, раз пришли — заходите!» Они зашли в мою квартиру, надарили всякой еды вкусной и говорят: «А мы вашу песню поём, будем на ВВЦ выступать». Я ещё раз послушала и говорю, а давайте и у меня в концерте споёте. Они обрадовались этому приглашению и приехали!». Гостинцы, о которых говорила Рубальская — огромный торт с надписью «Ларисе Рубальской. «Тараторки» Брянск» и шоколадка «Лариса Рубальская», на оборотной стороне которой был отпечатан её состав: доброта, лучезарность, искренность, талант. Лариса Алексеевна, говорят, долго хранила эту шоколадку, показывала всем своим друзьям и знакомым, а потом эта шоколадка уехала в Японию к лучшей подруге Рубальской. Вот такая шоколадка-путешественница с брянскими корнями! Да и история отношений Михаила и Светланы Вусенко, которая началась с песни Рубальской «Счастливый случай» тоже произвела впечатление на Ларису Алексеевну. Вообще, многое, в их жизни было связано с именем и творчеством поэтессы еще задолго до личного знакомства. Так что это знакомство рано или поздно должно было состояться, потому как свою судьбу, как говорила моя бабушка, на коне не объедешь… Осенью 2007-го брянские «Тараторки» впервые вышли на сцену Московского театра эстрады и выступили на творческом вечере Ларисы Рубальской вместе с мэтрами российской эстрады — Иосифом Кобзоном, Владимиром Винокуром, Екатериной Шавриной, Анне Вески… В афише творческого вечера было ещё много знаменитых фамилий, а среди них значились и «Тараторки» из Брянска. Тогда они впервые видели как распеваются великие артисты, как они ведут себя за кулисами. Никакой звездности и высокомерия, к ним можно было запросто подойти, взять автограф, сфотографироваться. Просто так, потому что по ту сторону от зрительного зала, за тяжелыми портьерами кулис, все артисты равны. Знакомство с Рубальской на детском Евровидении и визит под её окна стали прологом большой дружбы знаменитой поэтессы и брянских «Тараторок». У Светланы десятки фото с Ларисой Алексеевной. Смотришь на них, и понимаешь, есть у них что-то неуловимо общее — рост, улыбка, короткие стрижки, легкая хрипотца в голосе, тепло и свет в глазах. Ну точно, родственницы, по крайней мере, по общности души — точно! «Привет, Андрей!» С 2007 года творческое сотрудничество Рубальской и Вусенко крепло год от года. «Тараторки» за эти годы покорили не одну высокую сцену, выступая на таких знаковых площадках столицы, как киноконцертные залы «Мир» на Цветном бульваре, «Космос», «Планета КВН», в Московском мюзикл-холле, в Доме Правительства Москвы на Новом Арбате, в Театре эстрады. Чтобы попасть на большую сцену одного знакомства с Рубальской было мало, каждый раз организаторы концерта проводили жесткий отбор всех номеров, которые должны были попасть в программу, и «Тараторкам» никакого послабления не было. Передавали в Москву диски со своими песнями, аранжировками, до последней минуты переживали: понравится — не понравится, пройдут — не пройдут. Проходили, и всегда их творчество профессионалами оценивалось высоко, потому как энергетика «Тараторок» ощущалась даже в записи, не раз покорив продюсеров знаменитого проекта «Имена на все времена». На всех творческих вечерах Ларисы Рубальской «Тараторки» обязательно исполняют песню на её стихи «Пропащие денечки», музыку к которой написал Михаил Вусенко. Кстати, эти стихи вдохновили еще двух композиторов, в том числе и знаменитого Эдуадра Ханка, но Ларисе Алексеевне все-таки больше нравится вариант Вусенко, поэтому и звучит он чаще всего на её концертах. А летом 2023 года «Тараторки» приняли участие в концерте Рубальской на сцене Брянского областного драматического театра. Зал был полон, все-таки брянцы очень любят творчество Ларисы Алексеевны. Впервые с родной брянской сцены Светлана Вусенко могла сказать слова любви и признательности ангелу-хранителю «Тараторок» и своей семьи. Получилось искренне и очень трогательно, потому что все слова шли от сердца. В копилке «Тараторок» — не только большие сцены, но и участие в проектах ведущих федеральных каналов. Только у Андрея Малахова брянский ансамбль выступал дважды: в программе «Сегодня вечером с Андреем Малаховым» в 2015 году, потом Светлана Михайловна неоднократно была экспертом этой программы на первом канале. А в 2022-м «Тараторки» зажигательно спели песню «Ну и что, что обжигалась» в программе «Привет, Андрей», которая была посвящена творчеству Ларисы Рубальской. Школа — мои крылья Концерты, гастроли и фестивали — конечно, важная часть жизни Светланы Вусенко и семейного ансамбля «Тараторки». Но своими крыльями, которые ей помогают взлетать, она все-таки называет Глинищевскую школу, в которой работает учителем музыки вот уже двадцать лет — с 2003 года. Сегодня Светлана Михайловна учит уже детей своих первых воспитанников! Как быстро летит время… О родной школе и её директоре Елене Васильевне Маталыго Светлана Вусенко может рассказывать долго и в самых ярких красках. — Вы не представляете, как много за последние годы сделано, школа как картинка, коллектив замечательный, дети талантливые, — тараторит Тараторка, — я как только порог школы переступаю, у меня крылья вырастают! Уроки музыки у Светланы Михайловны тоже не совсем стандартные. Да, всё, что должно быть по программе есть, но учитель старается дать своим детям намного больше: учит слушать музыку сердцем, владеть своим голосом, рассказывает много интересных вещей, например, о том, как музыка влияет на частоту пульса. Да-да, музыка разных ритмов может замедлять или учащать пульс человека. Вот включает Светлана Михайловна музыку быстрых ритмов, слушают, потом измеряют пульс — он учащается, потом слушают классику — пульс приходит в норму. Волшебство! Дети после таких нехитрых экспериментов совсем по другому воспринимают музыку. А еще Светлана Михайловна учит слышать разные музыкальные инструменты: скрипку, контрабас, флейту, фагот… Вот просто на слух определять, у какого инструмента сейчас главная партия. И дети вслушиваются, называют музыкальный инструмент, ошибаются, но чем дольше учатся, тем чаще попадают в десяточку. «Тараторки» вот уже двадцать лет — это школьная эстрадная студия, в которой занимаются десятки глинищевских ребят. Юные таланты принимают участие в школьных и районных концертах, областных и международных конкурсах, благотворительных проектах. И всегда здесь ярко сияют свои звездочки, которые приносят славу родной школе и всему Брянскому району. В 2021 году три воспитанницы Светланы Вусенко — Полина Заикина, Маша Герасина, Виталия Дорохова, — приняли участие в международном конкурсе «Сто талантов», завоевав два Гран-при конкурса и звание лауреата I степени! Стопроцентное попадание в десяточку по репертуару, таланту, умению держать себя на сцене. В копилке достижений школьной студии «Тараторок» победы в открытом телевизионном международном проекте «Таланты России», международном фестивале-конкурсе вокальных и хореографических коллективов, международном конкурсе «Гордость России» и многих других. И на каждом дипломе — имя юного артиста, его художественного руководителя, учителя высшей категории, Светланы Вусенко и родной школы — Глинищевская СОШ, Брянский район. А еще «Тараторки» постоянные участники благотворительных концертов для детей-инвалидов, воспитанников детских домов, домов-интернатов для взрослых. Участие в социально-значимых проектах для «Тараторок» и Светланы Вусенко уже давно стало потребностью души. И самая главная для них награда — аплодисменты зрителей и приглашение приезжать ещё, ведь их концерты помнят и ждут, поэтому и благодарственные письма от председателя БРОО помощи инвалидам «Поверь в себя» М.Е. Чепиницкой на самом видном месте, вместе с дипломами лауреатов. И то, и другое — важно. Дарить людям праздник Уметь зажечь на сцене — это талант или навык? Для Светланы Вусенко и то, и другое. Зажигать на сцене она умела всегда, это у неё от Бога, а вот зажечь зал, заставить всех притопывать и прихлопывать, подпевать — умения, которые приходили к ней с годами. Этому и многому другому она училась у великих артистов, у того же Иосифа Кобзона, который всегда с огромным уважением относился к своим зрителям. Вот и для Светланы зритель всегда на первом месте. Все, что не делается — для него. Поэтому и приглашают их часто вести юбилейные вечера, профессиональные праздники не только в районе, но и в области. У Светланы и Михаила Вусенко все, что они делают, всегда на высокой ноте, с полной выкладкой сил и таланта: любимые песни и мелодии, шутки, которые понятны и близки людям. Вот это — атмосферу настоящего праздника — Светлана и Михаил Вусенко могут создавать. Неудивительно, что им доверяют вести юбилеи многие семьи не только из Брянска, но и из Москвы и Петербурга звонят, просят организовать. И «Тараторки» не только создают хорошее настроение, они мастера импровизации, а их творчество и то, как они его преподносят, заставляют людей забыть о годах и болячках. Был такой случай, когда пригласили Светлану-Тараторку вести вечер по случаю 80-летия дедушки из Добруни. Народу собралось несколько десятков: дети, внуки, правнуки, родня, знакомые друзья. И главный виновник торжества — с палочкой. Без неё он уже никуда не выходил — годы. А к концу вечера именинник свою палочку где-то забыл и так отжигал на танцполе под песни своей молодости, что родные диву давались, откуда у него только силы берутся. А эти силы даёт любовь своей семьи, которые подарили ему прекрасный праздник, музыка, хорошая песня и «Тараторки». Вели Вусенко и юбилейный вечер Лидии Тимофеевны Гайдашовой, Почетного гражданина Брянского района. Так потом дочка звонила и говорила, что у мамы после юбилея за две недели ни разу давление не поднялось. Вот она волшебная сила искусства! * * * Вот читаю собственный материал и создается такое впечатление, что вся жизнь и работа для Светланы-Тараторки — это сплошной праздник, концерты, фестивали. Для кого-то — да, праздник, а для четы Вусенко, прежде всего, работа, в которой нет места праздности и фальшивым нотам. Потому что человек, даже не имея слуха, фальшивые ноты слышит на интуитивном уровне, его не обманешь просто красивыми словами. А у Светланы и Михаила Вусенко — ну как их можно в творчестве разделить, они всегда единое целое — все ноты осознанные, идущие от сердца и от души. И люди это чувствуют. Настоящие, самобытные артисты, которые прошли через огонь, воду и медные трубы, чтобы достичь того, что имеют сейчас. А достигли этого они, благодаря тому, что никогда, сталкиваясь с трудностями, болячками, неурядицами и неудачами, которых в их жизни было с избытком, не спрашивали у Бога «За что?», а искали ответы на вопрос «Для чего?». Для того, чтобы выжить и вырастить детей, чтобы развиваться в творческом плане, чтобы жизненные ветра гнули, но не ломали, ведь без неудач не оценишь и вкус победы. А еще для своей семьи, для своих друзей, которых пусть и немного, но они настоящие, своего зрителя, своих учеников, родной школы. И, конечно, её величества Музыки. Именно она дает силы жить, творить и любить....