Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Это интересно!»
Вы хотите запомнить сайт «Это интересно!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Все самое интересное!

“Пятерка”, давай, до свидания!

развернуть
Все больше педагогов говорят о том, что нынешняя система оценивания учеников изжила себя
АЛЕНА ХОРОШЕВСКАЯ

Но сначала разберемся, в чем разница между оценкой и отметкой.

Отметка — символ, измеримый показатель. К примеру, «я прыгнул на пять метров». «Пять метров» — это отметка, причем объективная. Пять метров – и в Африке те же пять метров. А оценка — это суждение, мысль. «Вот у Вани это задание получается выполнить, а у тебя нет. Давай вместе посмотрим, что ты делаешь не так», - вот это оценка.

В нашей системе образования внимание уделяется именно отметкам ребенка: сколько “пятерок” или “двоек” он получил, какой балл набирает на ЕГЭ. Безотметочное обучение — это учеба с оценками, а не отметками. В чем же, собственно, цель такого обучения? Все просто - помочь ребенку. Если мы будем говорить ему, что у него получается, а над чем еще стоит поработать, то заметим рост мотивации к учебе. Когда учитель ставит школьнику “двойку” за “двойкой”, он добивается только озлобления и ненависти к школе. Руки опускаются, учиться уже не хочется. А можно же все изменить!

Сегодня безотметочное обучение у нас применяют только в первых классах. Но как быть со вторыми, третьими и другими, старшими, классами?

“Дубинка” нужна родителям, потому что им некогда

Заслуженный учитель РФ Александр Пименов рассказывает, почему наши школы не решаются вводить безотметочное обучение:

- Такое обучение позволит ребенку достичь больших результатов, так как в этой системе акцент ставится на внутренний мир ребенка, на его самооценку, желание совершенствовать самого себя. А отметка — это, в некотором роде, «дубинка». Совершенно не зря в первых классах нет отметок. Другой вопрос, что происходит в этих классах? Как учителя строят занятия? Хотелось бы ребенку во втором классе продолжать учиться без отметок?

Большинство учителей, родителей считают, что не существует другого стимула учиться, кроме отметки. Когда я был директором школы, мы решили продолжить безотметочное обучение во втором классе. Родители могли следить за продвижением ребенка, видеть, как он рос и где тормозил. Но в конце года они настояли на том, чтобы мы вернули отметки в образовательный процесс, потому что заглянуть в дневник и посмотреть отметки проще, чем сидеть и листать книжку с рекомендациями учителя: «У нас нет времени это листать, нам нужна отметка!».

Для нас это был очень интересный опыт. На тот момент мы знали, как оценивать ребенка без «дубинки», как сделать так, чтобы ребенок смог самостоятельно анализировать свою работу. Однако целевая группа не приняла нас. Многие учителя тоже не поддержали новую систему.

Слишком сложно?

Безотметочное обучение еще называют формирующим или критериальным оцениванием. Если говорить про такое обучение, то, в первую очередь, важно, как ребенок сам оценивает свою работу: «Что я знаю, а чего пока не знаю? Над чем мне стоит еще поработать?».

Нужно выходить на новый уровень оценивания в российских школах, на согласование самооценки ребенка и оценки учителя. Инструментов для того, чтобы связать самооценку ребенка и оценку учителя, много. Даже есть специальные пособия. Например, в книге Джона Хэтти «Видимое обучение» формирующее оценивание занимает третье место среди 160 факторов, влияющих на успехи ребенка.

Что обычно происходит на уроках в наших школах? За последние пять минут учитель ставит всем отметки и отпускает детей из класса. Заканчивается еще один школьный день. А система оценивания должна проходить через весь урок. И именно поэтому она с таким трудом воспринимается и руководителями образования, и учителями, и родителями. В прошлом году Александр Пименов проводил исследование по всей России: опрашивал всех участников образовательного процесса о проблемах, с которыми они сталкиваются.

- Конечно, многие дети стремятся получить хорошую отметку. Хотя, безусловно, есть и те, кого отметки не волнуют. Но в целом дети гонятся за «отлично» или «хорошо» ради приличного аттестата. Отметка — это некоторый статус того, как ты учишься. Многие ребята стараются получать хорошие отметки, чтобы их не ругали мама с папой. Мы проводили исследование о роли пятибалльной системы в жизни ученика, и оказалось, что отметка важна для ученика в два с половиной раза меньше, чем для учителя. В большей степени солидарны с мнением детей были директора школ.

ЦИФРЫ

В том, что отметка в 5 баллов мотивирует школьников лучше учиться уверены:

- 35 % учеников

- 88 % учителей

- 40 % директоров школ

По данным исследования Александра Пименова.

Не надо пугать “двойками”

Для самих детей важно, чтобы учителя не запугивали их “двойками”, а давали ценные советы для внутреннего роста. В безотметочном обучении успешность ученика зависит исключительно от его личностных качеств, а не от количества “пятерок”. И при этом, что еще важнее, стираются границы между двоечником и отличником.

- Сейчас нам все чаще говорят: «Нужно учить ребенка в быстро меняющемся мире!», и, в этом плане, очень важно оценивать прогресс ребенка, - считает бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. - Не абсолютные достижения - соответствуешь образцу - пять, не соответствуешь - два, - а личностные.

Самый сложный элемент системы - самооценивание - является важной частью безотметочного обучения. Нужно уметь найти подход к каждому ученику и помочь ему научиться правильно оценивать свои успехи и ошибки.

Тесто уже начало вываливаться из кастрюли

В России привычна пятибалльная система отметок. Хотя есть и стобалльная, по которой оценивают ЕГЭ. Но бывают и десятибалльная, и даже алфавитная системы. Например, в экономико-математическом лицее № 29 Ижевска. Прогресс учеников оценивают буквами русского алфавита. А каждая оценка принадлежит определенному уровню: алгоритмическому, продуктивному, эвристическому и творческому.

- Как это работает? Ну вот смотрите, - рассказывает Сабина Бикбулатова, ученица лицея. - “А” – уровень алгоритмический – это решение простого примера типа два плюс два. “П” – продуктивный, он сложнее - умножь два на два. “Э” – эвристический - напиши сочинение о значимости сложения и умножения в современном мире. “Т” – творческий - напиши роман о том, как “двойка” много работала и стала “четверкой”.

В конце каждой четверти учителя переводят буквы в цифры по привычной пятибалльной шкале. Такая система больше приближена к формирующему оцениванию: успехи ребенка словно разложены по полочкам, на уровни, благодаря чему и ученик, и родители могут следить за прогрессом по каждой теме каждого предмета. А значит, вовремя замечать и исправлять ошибки.

Пытаются экспериментировать с отметками и другие школы, вузы. Вопрос в другом – получается ли новые варианты использовать для развития способностей учеников?

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ждем новых отличников

Александр Милкус

Разговоры о том, что российская система оценивания устарела, снова появились где-то полгода назад, когда зам руководителя Рособрнадзора Анзор Мусаев на одном из совещаний заметил:

- Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания.

То есть “пятерки”, “четверки” и “двойки” учитель ставить умеет. Вопрос: а насколько эти отметки помогают ребенку в учебе? Как стимулируют развиваться?

Вообще, у нас давно сложилась по сути трехбалльная система отметок. Нюансы придают «незаконные» и не учитываемые в документах плюсы и минусы. Конечно, тремя цифрами очень сложно оценить достижения ученика. Но опытные учителя и прошедшие нашу школу и советскую и постсоветскую родители будут насмерть стоять за “пятерки” и “четверки” – «потому что так принято». Даже на Украине, где давно уже ввели 12-балльную систему, учителя по привычке переводят родителям результаты: «А чего вы волнуетесь? У ребенка 10 баллов – это же “пятерка”!»

Специалисты же говорят о том, что нужно не столько менять шкалу, сколько в школьное оценивание вдохнуть новый смысл. Не пугать, наказывать отметками, а поощрять на дальнейшие учебные подвиги. Это гораздо сложнее.

Но ситуация такова, что рано или поздно и, думаю, во вполне обозримом будущем система будет изменена. Потому что не использовать такой эффективный инструмент для развития образования, для построения современной школы просто-напросто глупо.

И, кстати, по закону «Об образовании» школы вправе устанавливать собственную систему оценивания. Свет клином на пятибалльной не сошелся. И по тому, как продвинутые школы аккуратно, но настойчиво избавляются от «лебедей» в электронных журналах, видно – дело все равно пойдет.

В нашей системе образования внимание уделяется именно отметкам ребенка: сколько “пятерок” или “двоек” он получил, какой балл набирает на ЕГЭ.

“Вот у вас сын-отличник! Вам так повезло!”

“Ну что ж ты все “тройки” носишь? Не получишь новый телефон в подарок!”

Обычные комментарии родителей, которые именно по цифрам в дневнике судят об успехах своего ребенка. Но так ли важно, чтобы ребенок приносил именно их - “пятерки”? О чем они говорят? Насколько они отражают успехи ученика, его прогресс в учебе? Все чаще педагоги говорят, что нужна другая система, в которой большее внимание уделяется развитию ребенка, а не бездушным отметкам в дневнике, - безотметочное обучение.


Источник →

Опубликовано 14.01.2019 в 10:02
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Виктор Семёнов
Виктор Семёнов 14 января, в 12:15 у меня по математике были только 2 оценки 2 и 5, других не было, спасибо Эмме Федоровне которая научила меня считать в уме сложные цифры. Текст скрыт развернуть
1
петр кузнецов
петр кузнецов 14 января, в 12:44 с моей колокольни я вижу стимул ребёнка в изучении заданий по предмету,стимул трудиться,это даёт толчок к будущему благополучию,ведь работа тоже оценивается
в денежном выражении,как бы оценка труда,и если с детства не заложить стремление к мотивации ,человек останется не мотивированным,я за отметки
 
Текст скрыт развернуть
6
Виктор Виктор
Виктор Виктор 14 января, в 12:55 Словоблудие. Когда то по поводу того, что первым полетел советский космонавт, американский президент сказал: "Нас победили не советские инженеры, нас победили советские учителя". Советская система образования была лучшая в мире - и в школах и в институте. Теперь нм навязывают худшую - надуманную и бесхребетную. Воспримем это как  самый опасный фронт  необъявленной войны против России. Автор статьи и упомянутые лица являются солдатами этой войны, солдатами на стороне врага. Независимо от званий и заслуг. Текст скрыт развернуть
13
Татьяна Бирюкова (Терешко)
Татьяна Бирюкова (Терешко) Виктор Виктор 15 января, в 14:08 Вот именно. Вместо беспристрастного получения энного количества знаний по различным предметам какое это эфемерное "развитие ребёнка в быстро меняющемся современном мире"- какая то словесная дрисня вместо нормального обучения конкретным наукам.
Текст скрыт развернуть
0
Андрей Снисаренко
Андрей Снисаренко 14 января, в 14:19 Полное словоблудие призванное "объяснить" что отметки не нужны... 
Ради чего, ребенка отправляют в школу? Ради знаний это в первую очередь. А знания оцениваются. Насколько хорошо ученик выучил уроки,усвоил знания,преподанные на уроках преподавателями. 
Смысл того словоблудия,полностью уничтожить в нашей стране педагогику,хотя она и так сейчас оставляет желать лучшего. Если Учителя говорят,что наше дело не воспитывать а давать,знания... 
Для чего рабам знания?.. Вот и стараются...
Текст скрыт развернуть
7
Татьяна Бирюкова (Терешко)
Татьяна Бирюкова (Терешко) Андрей Снисаренко 15 января, в 14:13 Да. Первейшая задача школы- это давать знания. Но получение знаний происходит в процессе совместного обучения, деловой дисциплины, соблюдения определённого регламента- вот это уже воспитывает. Опять же, воспитывает умение учиться, подчинять свои хотелки необходимости, развивает силу воли и умение работать в коллективе. А уж доброту, сочувствие, управление чувствами и эмоциями и прочие качества- это только в семье.
Текст скрыт развернуть
0
Андрей Снисаренко
Андрей Снисаренко Татьяна Бирюкова (Терешко) 15 января, в 14:54 А разве знания не подразумевают под собою еще и воспитательный процесс,а?!
Разделять здесь вообще не следует. Ответственны за воспитание,как родители так и школа. Это обязан быть совместным процесс,разве нет? Возьмем к примеру семейную ситуацию... Если ребенку не удается что либо выпросить у родителей,он бежит к бабушкам и дедушкам. Там где к нему не относятся строго. Когда ребенок видит,что учителю он не интересен,и дисциплина хромает... Он будет отрываться в данной стае. 
И извините. Нет никаких детей. Есть Ученики. У них есть обязанность первейшая это УЧИТЬСЯ!!! Все остальное вторично!!! Сейчас стало все наоборот. 
Когда моя дочь училась в школе. Очень сложно было контролировать ее успеваемость. Оценки которые раздавались раз в квартал,при очередном родительском собрании. Были в большинстве своем просто,СЮРПРАЙЗАМИ!!! И мне больше всего "нравился" вопрос Классной: Почему вы,родители,не держите руку на пульсе обучения, вашего ребенка?.. Я в свою очередь ответил: Ваш вопрос полностью не корректен. Откуда мы,родители будем узнавать успеваемость,если дневник исполняет роль балласта в портфеле ученика. 
Но там же стоят уроки за учебный день и задания...
А вы хотя бы проверяете записи учеников в дневнике? Ведь когда вы вызываете ученика к доске. Вы же ведь требуете у ученика дневник?
Нет!
На нет, и суда нет!!!
Но вы же,как родитель должны участвовать в процессе...
Это каким образом? Каждый день присутствовать на уроках вместе с дочкой?
Вот так в большинстве школ поставлен сам процесс... Сказал бы больше,но не хочу матом. Других слов просто нет!!! А вы тут о процессе совместного обучения глаголете:((( Иде он?.. Почему говорю за большинство?.. Просто часто общался с родителями нескольких школ. И очень интересный был вопрос министра образования: Так почему же вы, родители не сигнализируете...
Какой она министр,если не знает,что сигналы отсылаются к тем, о ком эти сигналы... А какой родитель не понимает,(если он конечно родитель,а не блондинка) что дети,это заложники отношений между школой и родителями!!!
Вот и весь ПРОЦЕСС!!!
Текст скрыт развернуть
0
znm_ek Зенин
znm_ek Зенин 14 января, в 16:29 Откель столько двоек?
Дети при капитализме стали тупее?
Что-то глядя на ребят, сомневаюсь в этом...
Текст скрыт развернуть
0
Людмила Петрухина (Цыганкова)
Людмила Петрухина (Цыганкова) 14 января, в 16:32 Опять либерасты взвыли. Как же достали они и их спонсоры. Верните советское образование в школы. Внуки ходят в 1-й и 3-й класс, родители работают с утра до вечера, они после школы идут ко мне, я на пенсии. Вот и учу с ними уроки, дурнее программы в своей жизни не видела. У нас все было ясно и понятно, здесь- полный дурдом.  В первом классе дети пардон говно пинают, со второго класса нагрузка зашкаливает. Больше всего бесит предмет окружающий мир, по которому задают проекты, которые нужно делать родителям, поскольку дети в этом возрасте не в состоянии сами все красиво и аккуратно оформить. На мой вопрос - почему я должна делать  с ребенком этот проект?, мне учитель ответила--- а вам не интересно общение с вашим ребенком-внуком? На что я ей честно сказала--- Я СВОЕ ОТУЧИЛА  И САМА И СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, НАШЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ БЫЛО ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ.Она пожала плечами и начала мне рассказывать, как важно общаться с ребенком. Я понимаю, что общение с внуками для меня очень важно, но только не в момент изготовления проекта по окружающему миру. Я с ними очень плотно общаюсь всю неделю. А поговорить  с внуками у нас есть о чем. Мало того, что мне приходиться тратить свое время на проект, так еще и деньги- распечатать фотографии хожу  к специалисту...Об иностранном со второго класса вообще молчу.... Текст скрыт развернуть
9
Николай Савинов
Николай Савинов 14 января, в 18:14 Статистика показала,что самое плодотворное образование давалось в 60х и в начале70хгодов в СССР.Все методички разработаны были в РАН.А сейчас методички разрабатывают те кто меньше запросит,или видим учебник выпущен в США или в Канаде.Нужно возвращаться методичкам СССР.Психология малыша никак не может устареть.Она такая же как во времена Пифагора так и сегодня. Текст скрыт развернуть
3
Валера Казанцев
Валера Казанцев 14 января, в 20:28 Системy советского образования разрyшили почти до основания, сейчас хотят того,чтобы образования в России вообще не было ! Чей заказ выполняют чинyши от образования ? Догадайтесь с первого раза !!! Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11
Комментарии Facebook

О сайте

Последние комментарии

саша дмитренко
а вам откуда знать?
саша дмитренко Стукач или права свои знает: как дети жалуются на родителей

Поиск по блогу

Блог
Эхо прошлого: в Омске обнаружили женщину, до сих пор живущую в СССР
19 янв, 17:02
+6 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Читать

Поиск по блогу