Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Это интересно!»
Вы хотите запомнить сайт «Это интересно!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Все самое интересное!

Счастливы ли дети в России?

развернуть

Давным-давно (то есть по историческим меркам совсем недавно), когда мы с вами были детьми, про счастье было принято говорить так:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной

». (Аркадий Гайдар, «Чук и Гек».)

Верно это было или неверно, спорить сейчас не будем. Для воспитанных в культуре советских лучезарных фильмов и книжек – верно. Для воспитанных в воспоследовавшей атмосфере разоблачений и покаяния – это пропаганда и лицемерие.

Вопрос в другом. Что такое счастье сегодня? Изменилось ли наше представление о счастье? Если изменилось, то как, в какую сторону?

Спрашивать об этом у взрослых бесполезно. Взрослые известно что скажут. «Счастье – это когда ничего не болит». Или «когда счета оплачены».

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Мы решили спросить у детей. Детство – это же счастливая пора, верно? Детям положено разбираться в вопросе.

Итак, мы задали детям 8–12 лет два вопроса: «Что такое счастье? Что тебе нужно для счастья?»

Ответы получили не сказать чтоб очень разнообразные. Цитирую:

– Для счастья нужна семья, друзья и никогда не ссориться...

– Счастье – это когда я радуюсь, веселюсь, когда мои родные и близкие здоровы...

– Счастье – это когда вся семья дома и все родные рядом. Для счастья мне нужно, чтобы никто не болел и все были радостные и счастливые...

И так далее.

Вроде бы всё верно, всё правильно? И в то же время эти ответы вызывают смутное беспокойство. Заставляют насторожиться.

Обратите внимание: в гайдаровском определении счастья нет несчастья. Есть рецепт – что для счастья нужно. Что делать, чтобы стать счастливым. Будь честен. Трудись. Люби.

А в ответах современных детей всюду за счастьем где-то очень близенько стоит… несчастье. За здоровьем прячется возможность болезни; за любовью – опасность нелюбви; за дружными семьями – семьи разбитые и разлучённые… Чувствуете?

Определение счастья даётся по принципу «от противного»: счастье – это когда нет несчастья: нет болезни, разлуки; семейного неблагополучия, нелюбви.

Образ счастья у детей не позитивный, а контрнегативный. Это означает, что они… лучше понимают, что такое несчастье. И прибегают к этому пониманию для определения счастья, которое уже как бы производное от несчастья.

Можно, конечно, отмахнуться от этого опроса тысячью способов, я и сам бы с удовольствием это сделал, да только вот что мне вспомнилось.

Пару лет назад я беседовал с Марьяной Михайловной Безруких – академиком, директором Института возрастной физиологии, и она рассказала мне об одном исследовании, проведённом их институтом.

Задача была – выяснить, как дети распознают различные эмоции и их оттенки. Радость, удивление, печаль, гнев, азарт – и так далее. Так вот, знаете, какая из эмоций оказалась им лучше всего знакома? Страх.

Никто не ожидал подобного результата. Наша страна не воюет. Не голодает. Не сидит по тюрьмам. А наши дети лучше всего разбираются... в страхе.

Отчасти это детская (и не только детская) поп-культура. Здесь страх в ходу – это одна из самых сильных эмоций, а значит и выразительных.

Игры-ужастики, типа «Пять ночей с Фредди», мультфильмы, где постоянно случается что-то такое, от чего лица персонажей искажаются гримасами ужаса, индустрия страшных игрушек, типа дьяволоподобных роботов и так далее. Но не только это.

Нельзя сбрасывать со счетов и постоянную невротизированность современного ребёнка комплексом проблем под названием «семья и школа».

Родители боятся, что их ребёнок «не соответствует» требованиям программы, требованиям учителя, «общему уровню» и так далее. А значит, не сдаст как надо ОГЭ-ЕГЭ, не поступит в институт на бюджетное место, а значит, «не устроится в жизни» – «будет гусей пасти». Страх порождает агрессию.

Учителя боятся, что дети (слишком непоседливые и неуправляемые) не соответствуют требованиям «роста показателей» и «отчётности».

Например, комплекс образовательных программ «Школа без стресса» (есть такой, мы с ними соседи, сидим в одном здании) – знаете, на кого рассчитан? Думаете, на детей, на родителей? Нет! На учителей! Это учителям нужна психологическая и методическая помощь для преодоления «учебного стресса». И снова стресс (страх) порождает агрессию.

Родители недовольны учителями, учителя недовольны родителями, и все вместе недовольны детьми. Ребёнок живёт под двойным прессом. Или под тройным, если добавляются проблемы со сверстниками.

Расхожая проблема: не хватает школьных психологов. Их нужно больше, а их, наоборот, сокращают в порядке «оптимизации».

Но помилуйте, когда мы с вами учились в школах, там вообще не было такой штатной единицы – «школьный психолог»! Никому и в голову не приходило, что их не хватает… Что изменилось?

Ещё расхожая проблема: от двадцати до сорока процентов первоклассников демонстрируют «психологическую неготовность к школе».

То есть не способны подчиняться, слушать учителя, концентрироваться в течение определённого времени на одной задаче и так далее. Не способны нормально, без конфликтов, общаться со сверстниками.

Ещё проблема: дети разучились радоваться удачам друг друга. Чужие успехи вызывают в них ревность и желание переключить внимание на себя: «А вот я; а вот у меня тоже».

Ещё: замыкаются в себе, в своих подростковых субкультурах. Ничем не интересуются, ничего не читают, не идут на контакт с родителями, с ними не о чем поговорить. И так далее.

Кто виноват? Ну, не знаю... Вообще-то дети транслируют поведение взрослых. (Ещё раз: поведение. Не то, что мы им говорим. То, что мы делаем в свободное от решения педагогических задач время.)

Что делать? Хм-м-м… Прежде чем попробовать ответить на этот вопрос, надо задаться другим: а чем мы готовы поступиться для того, чтобы этого не было?

Составить большой-пребольшой список, в котором будет всё – все достижения последних тридцати лет, от относительного изобилия «товаров повседневного спроса» до возможности ругать президента.

И вычёркивать. Что не жалко? Много вычеркнуть получится? Если половину осилим, значит, надежда есть. А если нет, если жалко… Ну, тогда надо расслабиться и получать удовольствие.

Знаете, есть два подхода в коррекционной педагогике, один условно «советский», другой условно «американский». Советский заточен под то, чтобы постараться исправить проблему, а американский – под то, чтобы научиться с ней жить.

Можно ведь и без счастья жить в принципе.


Источник →

Опубликовано 11.02.2018 в 06:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев 11 февраля, в 09:22 Сегодня у Российских детей нет такого счастливого детства как при социализме .И главная причина ,остаться без работы ,без будущего с цветком болезней Текст скрыт развернуть
0
любовь Пахоцинская
любовь Пахоцинская Евгений Евстифеев 11 февраля, в 20:52 Что такое счастье? Дети развитее нас, у них есть выбор. они мобильны., романтичны, максималисты о -  ДА! Семья - вот с кем нам нужно работать. Дети рождаются для себя вот и прикладывать все силы должна семья и счастье дарить должна семья.   Умные родители так и делают. Школа? Да, но не совсем: получили знания, научились общаться, набили или не набили шишек ...и вот 11 классов позади, дети пошли по той тропинке на которую его направили родители. ДЕТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАВСЕГДА!!! Текст скрыт развернуть
0
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев любовь Пахоцинская 12 февраля, в 10:18 сегодня обострился детский суицид,это доказательство ,что дети несчастны,без будущего Текст скрыт развернуть
0
любовь Пахоцинская
любовь Пахоцинская Евгений Евстифеев 12 февраля, в 15:35 Есть будущее! Прекратить показывать по ТВ  обучающие жестокости фильмы, показывать позитив. Организовать детские каналы,  куда может прийти любой ребенок. Нужна большая работа! Очень большая! Наказывать родителей за недостойное воспитание детей. Почему  это делает только школа? Где работа с детьми  со стороны органов  внутренних дел? Все специально делается, что бы мы потеряли детей. А родители, которые решают  завести детей, должны  обучаться воспитанию детей. Всех алкоголиков кастрировать. ПОЗОР!!! Министр образования требует ввести в учебные школьные планы: рисование, музыку, труд!? Они слышат себя? Эти предметы записаны в федеральном учебном плане как обязательные!! Это что? кто стоит в образовании!! Текст скрыт развернуть
0
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев любовь Пахоцинская 12 февраля, в 20:31 Пока будущего у детей не видно ,и родители здесь не при чем .Вся беда в нынешнем курсе страны .Социализм показал себя с положительной стороны даже в вопросе воспитания детей .У народа был энтузиазм ,радость ,свобода ,обеспеченность и вера в будущее ,цель в жизни ,сегодня его нет ни у кого Кругом одни решетки и охранники ,наказуемость простых,ненаказуемость богатых и у власти стоящих . Текст скрыт развернуть
0
любовь Пахоцинская
любовь Пахоцинская Евгений Евстифеев 12 февраля, в 21:48 Не могу с вами согласиться. что такое социализм ? Одинаковые одежды, нет выбора, а как не было слова у селян. так и сегодня его нет. Для кого театры. музеи? по плану один раз в год строем?Тяжелая работа : огороды, поле, животноводческие фермы. Это удел села и сельских детей. Как каста - ты из села, вот и воняй там. Даже людей обзывают  "колхозниками", значит грязные и тупые? НЕ  могу согласиться с ответственностью родителей. Зачем они родили ребенка? А коль родили ПРЯМАЯ обязанность воспитывать детей! Заниматься ими.  Они нужны только родителям. Воспитание  семейных ценностей  - вот главная обязанность родителей!! Да, мир другой и соответственно и воспитание должно быть другим. Примером, поведением! Наши сельские девочки, довольно обеспеченных родителей самые оторвы ( но их единицы) Мальчики на много серьезнее и умнее вот уже несколько выпусков. В основном умницы: врачи, медсестры,летчики. шахтеры,, учителя, водители, военные... Я горжусь  нашими детьми и правильным совместным  воспитанием. И им не важно при какой власти они живут у них есть цель! Родители живут интересами детей. Нет у нас музыкальной школы - находят возможность возят в город на занятия, нужен репетитор - нанимают, нужно принять участи в соревнованиях - отправляют их , сами принимают участие, пригласили из Шахт  тренера   и удачно занимаются вольной борьбой, и дети, и родители. Надо жить и радоваться,  а когда, как не сейчас. Возврата не будет и не должно быть. Самим нужно строить . С одним соглашусь - нужна помощь государства, очень! Текст скрыт развернуть
0
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев любовь Пахоцинская 14 февраля, в 10:30 Полезного ни чего ,одна хвальба у Вас все  в порядке .Да ну ! ерунду не порите .нет сегодня ни где порядка .Одни пацаны втроем  насилуют малолеток  в подъезде .залив им водкой глотки ,потом говорят они сами захотели .Другие в школах беспредел устраивают ,третьи богатенькие давят на машинах ,а папули с адвокатами рыскают и т.д. Текст скрыт развернуть
0
любовь Пахоцинская
любовь Пахоцинская Евгений Евстифеев 14 февраля, в 21:06 Полезного? Вы идете к врачу, там, что старушка -  врач вас встречает?, водят поезда престарелые дедушки?  Вас встречают  и   помогают молодые девчонки и мальчишки. А те о которых вы говорите, вы не увидите за баранкой  автобуса или в приемной больницы. Сожалею.  СМИ должны рассказывать нам о добром и красивом, что делает наша молодежь. Посмотрите на своих детей или детей родственников, они классные, НО ДРУГИЕ!!! И таких молодых людей БОЛЬШЕ. Какая  молодежная программа запущена.  Нас, русских боятся, поэтому и грязь льют.  Мы должны идти стеной, монолитом с ПУТИНЫМ!!! Текст скрыт развернуть
0
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев любовь Пахоцинская 15 февраля, в 19:00 Все воду льете .Не понимаете что такое энтузиазм . Текст скрыт развернуть
0
любовь Пахоцинская
любовь Пахоцинская Евгений Евстифеев 15 февраля, в 21:38 Жаль. Текст скрыт развернуть
0
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев любовь Пахоцинская 17 февраля, в 12:29 А мне Вас жаль ,что и Вы потеряли тот социалистический энтузиазм ,который был у большинства .Ну разве оставшиеся не нажравшиеся раскулаченные ныли тогда и пролезли во властные структуры  ,разрушив страну , экономику и все остальное Текст скрыт развернуть
0
любовь Пахоцинская
любовь Пахоцинская Евгений Евстифеев 17 февраля, в 19:34 Не когда не вызывала жалость. Всегда и во всем на мне была и есть бурка Чапаева. я счастлива с детьми, я люблю нашу молодежь. Сказать легко, а вот сделать что то ... Что вы сделали для того что бы  дети были счастливы? ВСПОМИНАЕТЕ?. И не вспомните, болтать легче Текст скрыт развернуть
0
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев любовь Пахоцинская 18 февраля, в 15:33 Мои дети из социализма ,обучены вовремя .Но я думаю о нынешнем поколении ,а Вы только о себе Текст скрыт развернуть
0
Владимир Коваленко
Владимир Коваленко 11 февраля, в 09:29 При чем здесь РОССИЯ? Ребенок счастлив (или наоборот...) в семье.
Текст скрыт развернуть
2
Надежда Михелева (Демидова)
Надежда Михелева (Демидова) 11 февраля, в 09:29 Чушь, чушь и еще раз чушь! Понятие счастья у каждого человека разное. И в каждом возрасте оно разное. Маленькому ребенку для счастья хватает мамы рядом, игрушки, шоколадки. С возрастом развивается мышление, появляется абстрактное мышление и счастье уже означает более широкие понятия. Страшилки всегда были популярны у детей, в т. ч. и истории у костра "В темном-темном лесу..." И уточните, пожалуйста, что за исследование проводилось институтом? Где? Какая выборка? Текст скрыт развернуть
0
chlor
chlor 11 февраля, в 10:34 Да самого автора надо пригласить к психиатору на проверку адекватности.
Страх самый необходимый элемент жизни, иначе так было бы весело ломать ноги и руки, наносить порезы, идти с незнакомым человеком неизвестно куда, не лезть  в опасные места.
Страх синоним слова осторожность., поэтому в первую очередь детей надо учить осторожности в поведении и действиях.
Текст скрыт развернуть
1
Igor Shumarin
Igor Shumarin 11 февраля, в 12:29 Может России не хватает министерства счастья, как в некоторых странах? Текст скрыт развернуть
0
ГАЛИНА АКСЁНОВА (Не имеет значения)
ГАЛИНА АКСЁНОВА (Не имеет значен… 11 февраля, в 18:18 Сегодня дети--несчастливы. К тому же рано взрослеют и тупеют. Текст скрыт развернуть
0
Владимир Жиров
Владимир Жиров 11 февраля, в 19:10 Отсутствие института воспитания в России накладывает определённый отпечаток на сам термин СЧАСТЬЕ. Нет в России идеологии, поэтому у родителей нет ориентира жизненного. А это напрямую оказывает влияние на взаимоотношения родителей с детьми. Дети избалованные, не организованные, не коммуникативные, запуганные внешним миром, в них не хватает добра, дружбы, способности рассуждения, отсутствуют разнообразные оттенки жизни.
Текст скрыт развернуть
1
Евгений Евстифеев
Евгений Евстифеев 15 февраля, в 19:13 Кратко -сегодня нет энтузиазма такого ,какой был при социализме Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 21
Комментарии Facebook

О сайте

Последние комментарии

Артём Просянников

Поиск по блогу

Блог
Украли говорите?
18 июн, 17:01
-11 13
Читать

Поиск по блогу